Русская культура. Этапы развития |
Страница 9 из 14 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени * Сущность преобразований Петра I. * Культура и государство в эпоху Петра. * Социокультурный смысл реформ Петра. * Старчество и сектантство как явления духовной жизни. * Социокультурные преобразования в XIX в. * Предреформенная культура. * Пореформенная культура. В XVIII в. мы сталкиваемся с ситуацией нового культурного переворота в истории России, предпосылки для которого вызревали почти два столетия. В Петровское время страна выходит на европейский простор, ускоряется ее сближение с Западом. В конечном счете именно с петровских реформ появляется двойственное отношение России к Европе. С одной стороны, многие пласты российской культуры оказываются европейскими. С другой - Россия формально не становится частью европейского единства. Эта двойственность стала источником внутренних напряжений в русской культуре и во многом определила ее дальнейшее развитие. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Сущность преобразований Петра I Характер и результаты экономических, политических, церковных преобразований Петра хорошо известны - все они были направлены на укрепление государственной власти, военной мощи империи. Время Петра - это время основания тоталитарного государства, создания огромной, небывалой бюрократической машины, работающей по своим внутренним законам до сих пор. Это внедрение в сознание культа сильной личности, "отца нации", это милитаризация всей гражданской жизни. Петр был чистейшей воды государственник. В его мышлении полностью слились два понятия - Россия и государство, и ему не могло прийти в голову, что государство должно служить России, а не наоборот. При этом все должно быть подчинено одной цели - усилению военной мощи государства и его внешней экспансии. Для этого - военная реформа, учреждение постоянной армии, несмотря на немыслимые расходы на ее содержание и пожизненный отрыв от земли сотен тысяч крестьян, а офицеров-дворян от своих поместий; для этого строительство флота. Для этого с бешеной энергией создаваемые на Урале и в Сибири, в центре России металлические заводы и мануфактуры на крепостном труде - форме хозяйствования, которая, дав временный взлет производству, привела к неизбежному тормозу развития всего народного хозяйства почти в течение двух столетий [31]. Для этого нужен был громоздкий государственный аппарат как в центре, так и на местах. Этому служило провозглашение России империей, а Петра - первым ее императором. Для демонстрации перед всем миром государственного могущества надо было перенести столицу из ненавистной царю Москвы в построенный на костях сотен и сотен тысяч "крестьян и работных людей" Петербург. Культура и государство в эпоху Петра Государству должна была служить и культура. При Петре I устанавливается система прямой зависимости развития культуры от правительства. Петр начал с присущим ему энтузиазмом бороться со старыми русскими традициями в быту, в образе жизни и решительно вводить западные стандарты и нормы. Петру казалось, что ничего не стоит "воспитать весь народ" - стоит только захотеть: одеть его в европейское платье, привить ему хорошие манеры, отучить от прежних вредных привычек, а главное - дать необходимые знания и задача будет решена. Отсюда - посылка за границу для профессиональной подготовки боярских детей и приглашение в больших количествах иностранцев - специалистов военного строя, промышленного производства, архитекторов, ученых, художников, которые внесли определенный вклад в осуществление петровских реформ. Вместе с тем создаются и собственные учебные заведения: * Московская школа "математических и навигационных наук", которая в 1715 г. становится Петербургской морской академией; * Для подготовки офицеров армии и флота утверждаются также адмиралтейская и артиллерийская школы; * На Урале открываются две горные и одна инженерная школы; * В провинции в 1716-1725 гг. открываются, наряду с 46 духовными (епархиальными), 32 так называемые "цифровые" школы для изучения математики, геометрии; * По проекту императора, но уже после его смерти в 1725 г. открылось второе после Московской Славяно-греко-латинской академии, учрежденной в XVII в., высшее учебное и научно-исследовательское заведение - Санкт-Петербургская академия; * Важное значение для культуры этого и последующих периодов истории XVIII в. имело увеличение печатной продукции, в которой главное место занимали правительственные постановления и учебные пособия ("Арифметика" Магницкого, "Азбука", "Букварь", "Грамматика"). В 1703 г. вышел первый номер газеты "Ведомости", где печатались также официальные материалы. Можно было бы приводить и другие факты нововведений в культуру петровской эпохи. Но в оценке сущности, характера культуры того или иного времени главное не сами факты, а тот смысл, который они собой выражают, какое духовное содержание они несут, во имя чего и для чего создаются те или иные произведения. Для рассматриваемого нами времени это особенно важно. Социокультурный смысл реформ Петра Обратимся к Г. Флоровскому. Приобщение к Западу, утверждает он, не главная цель и результат петровских реформ. "Новизна петровских реформ не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом", - пишет автор. Петр создавал и воспитывал психологию переворота, у него был характер революционера, он хотел, чтобы всё решительно изменилось и переменилось. "Именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол", означавший сдвиг и даже надрыв в душевных глубинах народной жизни [5]. В эту эпоху новизна проникает во все сферы жизни, ведущей культурной доминантой становится принцип свободы творчества, независимости от священных и мирских авторитетов. В ходе мировоззренческого переворота рождается представление о личности человека, ее внесословной ценности. Всякое достижение и новшество начинают рассматриваться как дело рук человеческих. Российское общество выходит из средневековой вневременности, обретает историю как память о прошлом и урок настоящему. Вместе с идеей быстротечности времени получают развитие виды искусства на потребу публике, начинается борьба с этикетностью слова, наблюдается его десакрализация, то есть уменьшение его священного, ритуального смысла. Это отражается не только на содержании произведений, но и на форме их исполнения. Гражданский шрифт, газетное дело, журналистика - этапы на пути развенчания чуда слова в пользу информативности, сенсационности. Вместе с тем нарастает словесная иносказательность как способ выживания культуры в условиях ее огосударствления. "Все есть государево дело", - декларировала эпоха "просвещенного абсолютизма", опиравшаяся на просветительские идеалы и эстетику классицизма. Ее апофеозом стало завершение процесса церковной секуляризации, то есть освобождения всех сфер жизни общества от влияния церкви. Лишившись в Петровскую эпоху статуса политической независимости, а в Екатерининскую - экономической самостоятельности, Русская Православная Церковь потерпела историческое фиаско, за которым последовало нарастание безрелигиозных и даже антирелигиозных настроений в передовой части общества. Лишь народная среда оставалась питательной почвой православия в России. Народная вера в Христа была душевной и теплой, но глубоко не осмысленной, тесно переплетенной с обычаями старины. Старчество и сектантство как явления духовной жизни Показательным явлением духовной жизни в условиях десакрализации культуры и деклирикализации передового общественного сознания стало распространение старчества как монашеского института, основанного на духовном руководстве старца (монаха-наставника) аскетической практикой послушника. Оно пользовалось популярностью среди народа и отражало его поиски духовности в изменившейся исторической ситуации. Активизация старческого движения обусловливалась деятельностью Паисия Величковского, переведшего на русский язык энциклопедию аскетизма "Добролюбие". В числе выдающихся духовных деятелей эпохи Тихон Задонский и Серафим Саровский. Народное сознание с присущим ему тяготением к крайностям родило и другую форму сопротивления надвигавшейся безрелигиозности - сектантство, то есть обособленные религиозные группы, оппозиционно или враждебно настроенные к господствующей православной церкви. Распространявшееся в виде хлыстовства, молоканства, духоборчества, скопчества, оно затрагивало самые потайные уголки народной души и все более отделяло широкую народную периферию от передовой части русского общества. Так углублялся раскол, ставший следствием нарушенного равновесия. Культурная надстройка все менее оказывалась соответствующей фундаменту самодержавной власти. Трещина сначала проявила себя в делах церковных (раскол середины XVII в.), потом, в Петровскую эпоху, затронула бытовую и культурную сферы и, наконец, к исходу XVIII столетия выразилась в общественном распаде на старую простонародную и новую передовую "интеллигентскую" Россию. Социокультурные преобразования в XIX в. Эпоха XIX в. отличается невиданным динамизмом исторического развития, присущим большинству развитых стран мира. Ее открыла серия наполеоновских войн. Россия в эти годы совершила ряд головокружительных оборотов, проходя то серию реформ, то полосу контрреформ. Набрав на их осуществлении необходимый разгон, страна в начале XX в. подошла к революциям, которые одна за другой и довершили дело уничтожения старого общества. Подъем культуры, таким образом, совпал с началом активного революционно-освободительного движения. Культура стала ареной идейной борьбы. Литература и журналистика сконцентрировались на обсуждении вопросов о судьбах нации и страны и заняли резкую обличительную позицию по отношению к самодержавию. Ода "Вольность" и "Послание в Сибирь" Пушкина, стихотворения Рылеева "К временщику", Лермонтова "На смерть поэта", письмо Белинского к Гоголю - эти лучшие образцы отечественной словесности определили памфлетный характер развития русской литературы XIX столетия. Углублял критицизм сознания передовых деятелей эпохи широко развернувшийся процесс демократизации культуры. Он был связан с приходом в нее представителей непривилегированных сословий, так называемых разночинцев, обнаруживавших живой интерес к жизни "бедных людей". Так в культуру вошла тема народа, которая отныне станет определяющей для всех направлений духовных поисков интеллигенции. Глубокому усвоению корней народной культуры будет способствовать широко развернувшаяся в XIX века кампания по сбору фольклорного материала. В итоге ни одно классическое произведение столетия не избегнет воздействия устного народного творчества. Это, в свою очередь, предопределит рост национального самосознания, будет способствовать пониманию единства русской и мировой культуры. Однако размежевание общества на слой социально активных, образованных людей и народную массу имело и свои отрицательные, далеко идущие последствия. Интеллигенция в своей неистовой вере в народ и слепой заботе о его интересах на каком-то этапе превратила эту веру и заботу в фетиш народопоклонства. Идеализируя народ, интеллигенция все дальше отходила от понимания его реальных нужд. В конце концов интеллигенция и народ оказались разделенными непроходимой пропастью, что трагически сказалось на мироощущении передовых людей начала XX века и нашло отражение в литературе декаданса. Эпоху XIX в. принято подразделять на следующие этапы: * первая половина - предреформенная культура; * 60-90-е гг. - пореформенная культура. Предреформенная культура Социальный фон, на котором развертывались культурные процессы в дореформенное время, во многом предопределил их содержание. Надежды на либеральные реформы, которые внушал в начале своего царствования Александр I, рост патриотических настроений в связи с изгнанием Наполеона из России сменились ужесточением полицейских функций режима при императоре Николае I, особенно после восстания декабристов в 1825 г. На это накладывался кризис феодально-крепостной системы. Он сопровождался оформлением класса предпринимателей и слоя разночинной интеллигенции. Новые социальные группировки несли вместе с собой и новый тип сознания. Он утверждал себя на противопоставлении официозу. Первым критиком официальной идеологии был П.Я. Чаадаев, автор "Философических писем", в которых он сформулировал свое представление об исторической судьбе России, особенностях ее народа. Отныне эта тема станет определяющей в размежевании позиций общественной мысли. Сам же Чаадаев высказал столь широкий спектр идей, что они дали начало одновременно и западничеству, и славянофильству. Его ориентация на Запад как столбовую дорогу мировой духовности определила направление поисков западников, а мысль об особом предназначении России стала отправным пунктом для славянофилов. Итак, в условиях социально-экономического кризиса николаевской России под влиянием идей П.Я. Чаадаева в 30-40-е годы XIX в. оформляются две линии в русской культуре, которые во многом будут определять направление ее развития. Одна линия сосредоточится на объяснении национальной специфики, поиске корней самобытности, выявлении черт психического склада русского народа, его национального самосознания. Ее будет отличать интерес к устойчивым составляющим национальной культуры, глубинным процессам, задающим целостность культурного состояния нации. Мировоззренческая ориентация позволяет назвать эту линию культурного самосознания центростремительной, в широком смысле - культурно-самобытной. Ее фундамент базируется на утверждении формообразующей черты русского национального характера - соборности, основы всех социальных институтов страны, построенных на доверительных отношениях власти и народа. Ею задается доминирующий тип "цельной" личности - носителя "живого знания", рожденного из синтеза роли и логики, противостоящего стяжательству и бездуховности. Историческая миссия России - показать миру, как избавиться от политического и классового противостояния. В условиях секуляризации культуры, усиления настроений ниспровергательства, нигилизма, обличительства позитивным полюсом остается только народная среда, корнями уходящая в родную почву и питающаяся ее здоровыми соками. Эта линия проходит через столетия. К ней можно в той или иной мере отнести: * ученых: М. Ломоносова, Д. Менделеева, И. Павлова, В. Ключевского; * писателей: Г. Державина, В. Жуковского, Н. Карамзина; * идеологов славянофилов: А. Хомякова, братьев Аксаковых, братьев Киреевских, К. Случевского, Н. Данилевского; * собирателей русского фольклора: А. Афанасьева, Н.Рыбникова, П. Якушкина; * деятелей "русского культурного ренессанса" конца XIX - начала XX в.: Д. Мережковского, В. Розанова, М. Гершензона, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Франка; * литературного критика Ал. Григорьева; * писателей русской эмиграции 20-х гг. XX века: * Г. Федотова, Н. Лосского, братьев Трубецких. Много общего обнаруживают с этой линией взгляды Ф. Достоевского и Л. Толстого. Другая линия, представленная идеологией западников, акцентируется на идеях общечеловеческого прогресса, приоритете мировой культуры над национальной, утверждает творческую силу разума над стихией народной почвы. Она стремится вырвать Россию из границ ее национально-культурной обусловленности, мира, с точки зрения западников, косного, искусственно отгороженного от передовой цивилизации, мешающего прогрессу, вхождению страны в сообщество развитых народов. Эта центробежная, модернизаторская, революционно-освободительная линия русской культуры стимулирует ее динамизм, дает внешние толчки развитию, способствует приобщению к мировому целому. Она представлена не меньшим числом имен выдающихся деятелей культуры самых разных политических ориентацией, от либеральных (Н. Новиков, Т. Грановский, С. Соловьев, И. Тургенев, Н. Кавелин) до радикальных (А. Радищев, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарев, Д. Писарев, Н. Чернышевский, А. Добролюбов, М. Салтыков-Щедрин и т.д.). "Умственное брожение" 30-40-х гг. власти пытались нейтрализовать созданием охранительной идеологии и усилением сословности образования. Министр просвещения граф С.С. Уваров (1786-1855) сформулировал официальную идеологию - "самодержавие, православие, народность". Пореформенная культура Пореформенное время, период конца XIX-начала XX в., несмотря на свою непродолжительность, сыграло важную роль в истории русской культуры. Он подвел итог целой эпохе, выявил все скрытые направления и потенции культуры, расставил окончательные точки. Динамика культуры в Новое время обнаруживала устойчивую тенденцию к обмирщению и в конце концов реализовала ее в светском варианте, достигшем предела в начале XX в. Взлет научно-технической мысли определил смену ориентации в мировоззрении, способствовал отходу от религиозного в сторону научного понимания мира. Расцвет искусств выразился в нарастании все большего многообразия стилей, жанров, форм, быстрой смене изобразительных приемов и техник. Постепенно утрачивая сокровенную глубину, искусство тяготеет к выявлению специфики внешних форм и игре с ними. Однако поверхность, на которую вышел человек в своих неутомимых поисках смысла, оказалась неспособной всецело удовлетворить его. Трагизм культуры Новой эпохи отразил положение человека на распутье. Старые ценности уже не удовлетворяли, а новые выглядели, хотя и привлекательно внешне, но не отвечали требованию глубин человеческого духа. Эстетизация мира, с одной стороны, и его огрубление, с другой, - яркое свидетельство растерянности человека перед беспредельностью открывшегося ему мира. Таким образом, новое время в России открывает эпоха Петра Великого (1689-1725). Страна вступает в полосу модернизации. Это общеевропейский процесс перехода от традиционного аграрного общества, основанного на почтении к авторитету, общинно-корпоративных ценностях, идеализации прошлого, к современному индустриальному. В области культуры эпоха модернизации сопровождается автономизацией личности, ростом научного понимания мира, секуляризацией всех сфер сознания и жизни. * Первый этап приходится на XVIII век, когда закладывался фундамент нового общества и особенно сильно давала о себе знать ломка сложившегося образа мыслей, жизни и поведения. * Второй этап, XIX век, вошел в историю русской культуры как время создания ее классических образцов во всех видах искусства. Недаром он называется "золотым веком". Достигнув высшего взлета, русская светская культура к началу XX в. обнаружила исчерпание своего оптимистического запала. * Начался третий, непродолжительный, но очень динамичный период, охвативший последнее десятилетие XIX и первые семнадцать лет XX в. Упаднические настроения в среде интеллигенции переплетались с бурным развитием поэзии, взлетом научного творчества. Так, сотканная из противоречий, русская культура и подошла к своему новому переломному рубежу. |
« Пред. | След. » |
---|